В недавнем интервью радио Sputnik исполняющий обязанности министра энергетики и транспорта Абхазии Джансух Нанба поделился актуальной информацией о мерах, принимаемых властями для стабилизации энергетической ситуации в стране. Министр отметил, что правительство активно работает над улучшением инфраструктуры и повышением надежности энергоснабжения.
Кроме того, Нанба обсудил перспективы открытия Сухумского аэропорта, который должен стать важным транспортным узлом для региона. Ожидается, что запуск аэропорта привлечет туристов и улучшит экономическую ситуацию в Абхазии.
Также министр коснулся вопросов работы "Абхазской железной дороги", подчеркнув значимость железнодорожного сообщения для развития внутреннего и внешнего туризма, а также для грузоперевозок.
Джансух Нанба выразил уверенность в том, что предпринятые меры позволят обеспечить стабильное развитие транспортной инфраструктуры и улучшить качество жизни граждан.
"Сегодня мы работаем над отправкой очередного транша за электроэнергию. Для бюджетной системы это серьезное испытание", — подчеркнул Нанба. Он также добавил, что компания "Черноморэнерго" уже перечислила 160 миллионов рублей на оплату коммерческого перетока из России.
"На сегодняшний день "Черноморэнерго" уже перечислило порядка 160 миллионов рублей. Это существенная доля. В принципе, сейчас работа РУПа поставлена так, чтобы все финансовые возможности направлялись на покрытие электроэнергии", — отметил министр.
С 2016 по 2024 годы более 10,5 миллиарда рублей было выделено из российского федерального бюджета на оплату перетока электроэнергии в Абхазию. Нанба подчеркнул, что республика постоянно сталкивается с дефицитом электроэнергии, однако расходы на оплату перетока не включались в ежегодный проект республиканского бюджета.
"Это связано с тем, что каждый год руководству республики удавалось договариваться с российской стороной путем принятия различных политических решений. Чаще всего переток мы оплачивали за счет инвестиционной программы социально-экономического развития Абхазии или принимались решения правительством Российской Федерации, и переток оплачивался из бюджета Российской Федерации напрямую", — объяснил он.
По словам Нанба, из Инвестпрограммы за этот период было потрачено более 1,3 миллиарда рублей. Около одного миллиарда рублей было вложено в энергетическую инфраструктуру Абхазии за последние три года, в то время как для нормального функционирования отрасли необходимо около шести миллиардов рублей.
"Если говорить в цифрах, то за 2022, 2023 и текущий период 2024 года в инфраструктуру вложено порядка одного миллиарда рублей. Эта сумма больше, чем складывалась ранее, но по предварительным расчетам для проведения программы реновации требуется порядка шести миллиардов рублей", — добавил он.
Нанба также отметил, что порядка миллиона кВт/ч электричества в сутки потребляют незаконные майнинговые фермы в Абхазии, что создает дополнительную нагрузку на энергетическую систему республики.
В эфире радио Sputnik исполняющий обязанности министра энергетики и транспорта Абхазии Джансух Нанба выразил серьезную озабоченность по поводу ситуации с потреблением электроэнергии в республике. Он отметил, что если незаконная деятельность майнинговых ферм не будет приостановлена, население страны может столкнуться с дефицитом электричества.
"Среднесуточная потребность Абхазии в электроэнергии составляет 8-8,5 миллиона кВт/ч. Если в летние периоды это не так сказывалось на наших гражданах, то сейчас майнинг несет критически негативный эффект для благосостояния нашего населения", — подчеркнул Нанба.
На сегодняшний день лишь 47% абонентов в Абхазии оплачивают потребленную электроэнергию, что создает значительную задолженность, превышающую 54%. Министр отметил необходимость наладить учет электроэнергии, потребления и оплаты, указав на существующие технические проблемы, связанные с состоянием сетевого хозяйства и оборудования. "В этом направлении идет работа, продолжается установка счетчиков", — добавил он.
Из 90 тысяч абонентов новые приборы учета получили порядка 25 тысяч, при этом акцент делается на юридические лица.
Кроме того, Нанба сообщил о завершении первого этапа реконструкции аэропорта имени Владислава Ардзинба. "Были успешно проведены технические облеты, что подтверждает готовность аэродрома к принятию гражданских судов", — отметил он. Работы по обустройству аэровокзального комплекса продолжаются, и все основные работы по реконструкции планируется завершить к июню 2025 года.
Объем перевозимых грузов по железной дороге увеличился практически в два раза в 2022-2023 годах. Пассажиропоток также демонстрирует положительную тенденцию роста. "Строительство контейнерного терминала в очамчырском порту — это большой шаг в развитии нашей транспортной инфраструктуры", — заключил министр.
В рамках инвестиционной программы льготного кредитования, реализуемой совместно с Российской Федерацией, в Очамчыре активно продолжается строительство припортового контейнерного терминала. Этот проект имеет стратегическое значение для развития транспортной инфраструктуры республики и повышения ее логистических возможностей.
Новая площадка длиной 250 метров и шириной 500 метров будет оснащена современными железнодорожными путями и всем необходимым оборудованием для эффективной выгрузки вагонов. Создание терминала позволит значительно улучшить процессы накопления судовых партий и оптимизировать грузопотоки.
Терминал рассчитан на единовременное хранение до 1200 контейнеров, что обеспечит возможность оперативного обслуживания как местных, так и международных грузов. Реализация данного проекта станет важным шагом к развитию логистики в Абхазии, а также укреплению экономических связей с Россией.
Строительство контейнерного терминала в Очамчыре не только создаст новые рабочие места, но и поспособствует развитию местной экономики, увеличению объемов грузоперевозок и привлечению инвестиций в регион.
Мы уверены, что завершение данного проекта окажет положительное влияние на экономическое развитие Абхазии и повысит ее конкурентоспособность на транспортном рынке.